Творческое развитие мастер класс


Мастер-класс «Развитие творческих способностей на уроках литературы».
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.


Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам.
Послушайте стихотворение средневекового поэта.

О возлюбленной моей

День и ночь мечтаю,-

Всем красавицам её

Я предпочитаю.

Лишь о ней одной пишу,

Лишь о ней читаю.

Никогда рассудок мой

С ней не расстаётся;

Окрылённый ею дух

К небесам  взовьется.
1. О какой возлюбленной пишет безымянный поэт в своём стихотворении?
Филологией моя

Милая зовётся.

Я взираю на неё

Восхищённым взором.

Грамматическим мы с  ней

Заняты разбором.

И меж нами никогда

Места нет раздорам.

Смог я мудрости веков

С нею причаститься.

Дорога мне у неё каждая  вещица:

Суффикс, префикс ли, падеж,

Флексия, частица.

Молвит юноша: «Люблю!»-

Полон умиленья.

А для нас  «любить» глагол

Первого спряженья.

Ну, а эти «Я» и «ТЫ»-

Два местоименья.

Можно песни сочинять

О Прекрасной Даме,

Можно прозой говорить

Или же стихами,

И при этом надо быть

В дружбе с падежами!
2. Что такое филология?  (Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве).
3. Какие возможности для себя находит в филологии поэт?
В первую очередь возможность творческого развития.

Литература – это всегда творчество, встреча с прекрасным, с произведениями искусства, которые создаются по определённым законам.


Слайд

Вот и мы сегодня попробуем проникнуть в тайны филологии. Наш мастер-класс называется «Развитие творческих способностей на уроках литературы». - Что такое творчество? Для чего необходимо развивать творческие способности учащихся?


Девиз нашего мастер-класса звучит так: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться. Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо».

- Как вы думаете, во что мы будем всматриваться и вслушиваться?

Мастер-класс будет состоять из двух частей: первая – теоретическая, вторая – практическая.

Обратимся к теории вопроса: каким образом на уроках литературы можно развивать творческие способности учащихся?


Слайд.

Творчество личности


это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности.

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные»,-К.Э. Циолковский


Слайд.

Что такое «творчество»?

В.М. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
Слайд.

Три основных подхода к проблеме (Дружинин В.Н) творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
2.Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
3.Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области психологии интеллекта, в частности, Г. Айзенк.
Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом
Слайд.

Развитие творческих способностей учащихся

строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты
Слайд.

На помощь приходят нестандартные уроки: урок-концерт, урок-сюрприз, урок-путешествие, урок-презентация и др.


Слайд.

Сочинения разных жанров: эссе, репортаж, сказка, письмо герою и др.


Слайд.

Творчество во всём!

1.Советы тем, кто учит стихи (читай четверостишие и мысленно представляй то, о чем читаешь).

2.Образность при запоминании словарных слов (вход в пАлатку поож на букву А; Орбита имеет такую же форму, что и буква О)

3.Рифмовка правил по русскому языку (НЕ с существительными пишется раздельно, если есть с союзом А противопоставление )
Слайд.

Удивительные пути развития воображения:


Первый путь — воздействие извне. Оно достигается насыщением учебного процесса наглядным материалом.
Второй путь — стимуляция воображения, рассчитанная на то, что школьник получает извне не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»: извне дается только первый толчок, «зацепка», исходя из которой ученик создает образы воображения сам
Третий путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника.
Слайд.

Целенаправленная работа самого школьника



  • чтение по ролям,

  • инсценирование эпизодов произведения,

  • написание сочинения на свободную тему

  • декламация стихотворений

Слайд.
Стимуляция воображения – приглашение к творчеству

  • небылица за несколько минут;

  • перевоплощение (Ты — бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя? Ты — береза; что ты чувствуешь, когда весной у тебя забирают сок?);

  • создание образа (попытайся создать образ того, что лежит в основе идеи литературного произведения);

  • описание чувств и мыслей (Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем — ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них — только появившиеся из почек чуть заметные нежно-салатовые листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты).

Слайд.

Развитие эмоционального воображения - способности к переживанию радости, печали, гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах

два основных пути развития эмоционального воображения: эмоциональное воздействие учителя и творчество самих детей.
Слайд.
Эмоциональная открытость, способность к эмоциональному воплощению в другого — дар, который дети нередко утрачивают у нас в школе. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его — важнейшая для меня задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся.
Слайд.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - Атуан де Сент- Экзюпери

Эти пронизанные болью слова Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Итак, творческие способности учащихся необходимо развивать. С некоторыми приемами я вас сейчас познакомлю.
Слайд.

Многие дети пишут стихи или пытаются это делать. Как вы знаете, поэтическое слово – это не просто слово, а целый образ. Подобрать наиболее выразительное слово очень непросто. Поэтому учиться надо у классиков. Давайте немного потренируемся в этом.


Слайд.
(На экране стихотворение И.Никитина “Тихо ночь ложится”.Текст с пропусками.)

Тихо ночь ложится


На вершины гор,
И луна глядится
…………озер.
Над ……степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес ………стоит;
Светлые заливы
В камышах блестят,
…………нивы
На полях стоят;
Небо голубое
……..глядит,
И село большое
Беззаботно спит.

Злой волшебник тайно унес из стихотворения поэта очень важные слова. И стихотворение рассыпалось, перестало быть художественным произведением. Нам необходимо найти эти слова и поставить их на место.



  1. Какое слово поможет нам найти нужный образ? (глядится) - в зеркала (озер).

  2. Найдите звуковой образ степи - над глухою (степью).

  3. густой (лес).

  4. Как ведет себя природа в данный момент? - Неподвижно.

  5. Как может глядеть голубое небо на беззаботно спящее село? - весело (глядит).

Итак, мы вступили в поэтическое творчество, в котором не сможем сделать и шага, если не научимся всматриваться и вслушиваться.

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.


Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу.

А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков творческое развитие мастер класс на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.


- Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?
- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).
- Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.
Научить детей использовать в своей речи эпитеты очень важно.
Слайд.

Задание: написать четверостишие, используя данную рифму.

………………………………………пушистая
…………………………………….. белая,
…………………………………….. чистая,
………………………………………смелая!
Слайд.

- А теперь послушайте, какое четверостишие написал Константин Бальмонт.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!
- Вам понравилось? При помощи какого средства художественной выразительности создается образ снежинки?
Слайд.

Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).


Задание:
Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.
Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!

Дорогой бурною


легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную


Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих


Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим


Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями


Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.

Но вот кончается


Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная

Лежит пушистая,


Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

- Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?


- Как передать эту смену настроения при чтении?
- Какой вы представили снежинку?
Когда ищем эпитеты, используем словесное рисование для создания образа снежинки, мы развиваем воображение, а вместе с ним и творческие способности учащихся.
Но работу над этим стихотворением можно построить и по-другому.

Сегодня мы попробуем раскрыть образ снежинки.

Что такое снежинка?

В какое время бывает снег?

Всегда ли он идет одинаково?

Какая бывает снежинка? Подберите определения, эпитеты, сравнения.

С чем её можно сравнить?

Какой характер может быть у снежинки?

А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, хлопьями,

мокрый, колючий, с ветром, метелью?

Какие чувства вызывает у вас идущий снег?

Далее можно сделать мостик к народному творчеству ( культурологический

комментарий):

Пословицы, поговорки, поверья о снеге?

Растаял как снег

Как снег на голову

Первый снег выпадает за 40 дней до зимы

Снегу надует – хлеба прибудет

Где снег, там и след.

Как снег называют в народе? Каким он может быть?

Хлопьями, пушной, крупой, крупчатый, лепень( от лепенек, обрезок),

чичер – резкий холодный ветер с дождем и снегом, пороша, рыхлый, чир

(укатанный снег), наст… Буран ( при северном ветре), метель.

Эти приемы позволяют не только развивать воображение, но и речь,

расширить словарный запас учащихся, ближе познакомить их с народным

творчеством, традициями.

Создается определенная база для последующей работы над образом

2

Следующий этап – знакомство с поэтическим образом.


Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка»

А теперь посмотрим, как К. Бальмонт описывает путь снежинки с неба

на землю. (Читает ученик или учитель ).

Понравилось вам это стихотворение?

- Вы уже знаете, что в лирическом стихотворении автор обязательно

передает определенное настроение.

С каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта

«Снежинка»?

Анализ - С чем поэт сравнивает снежинку?

Прочитайте.

Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под

ветром веющим

- Куда стремится снежинка?

Почему автор называет ее смелой? (Снежинка не боится «дороги

бурной»).

- Какие строчки или строфы вам особенно понравились?

Почему К. Бальмонт восхищался снежинкой? Какие слова в

стихотворении на это указывают? («Снежинка – какая чистая, какая смелая...»)

- Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?

(Подчеркивает мягкость, воздушность, легкость снежинки).

- Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное

существо?

- Какой прием использует поэт, чтобы оживить снежинку?

К. Бальмонт создал образ снежинки, используя олицетворение (слово

записывается на доске).

Как возможное направление – анализ лирического стихотворения

Так о чем это стихотворение? Только ли о снежинке?

Какова тема?

И как возможное продолжение хода мысли: Жизнь снежинки - это

жизнь человека, но какого? С кем из героев русской литературы вы бы могли

сравнить этот образ? (Сопоставительный анализ)

Например Бунин «Легкое дыхание» Оля Мещерская.

Знакомство с картиной Аркадия Александровича Пластова «Первый

снег».
Слайд картины Пластова «Первый снег».

Как вы думаете, что чувствовал художник при работе над картиной?

Чьими глазами смотрит он на мир? Почему?


А вы любите наблюдать за падающими снежинками?

Где бы вы хотели находиться, наблюдая за снежинками? На этот вопрос вы ответите, выполнив небольшую творческую работу: перед вами темные листы бумаги, символизирующие ночь, из белого листа вы вырежете раму окна, снежинки, на другом белом листе вы нарисуете свой образ: в пальто и шапке, если вы на улице, в уютном домашнем платье, если вы по другую сторону окна от снежинок, из желтого – вырежете свечу. По вашей аппликации мы догадаемся, где вы любите наблюдать за снежинками.


Слайд.
А в заключении мастер-класса я предлагаю вам написать синквейн на тему «Снежинка» или «Творчество»

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА


1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно

существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова

можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает

отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы

в 1-ой строчке, обычно существительное.
Слайд. Например:

Весна.


Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.


Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов, художников и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения, творческие способности необходимо развивать. Пробуйте свои силы вместе с учениками и наполняйте мир красками творчества. УДАЧИ ВАМ!

Приложение

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
…………озер.
Над ……степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес ………стоит;
Светлые заливы
В камышах блестят,
…………нивы
На полях стоят;
Небо голубое
……..глядит,
И село большое
Беззаботно спит.

………………………………………пушистая


…………………………………….. белая,
…………………………………….. чистая,
………………………………………смелая!

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Поделитесь с Вашими друзьями:


Источник: http://psihdocs.ru/master-klass-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-na-urokah-liter.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер -класс по развитию творческих способностей. Воспитателям. - Маам. ру Как самому сделать пластиковое окно


Творческое развитие мастер класс Творческое развитие мастер класс Творческое развитие мастер класс Творческое развитие мастер класс Творческое развитие мастер класс Творческое развитие мастер класс

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ