Нумикон своими руками как сделать


К стан­дартному комплекту наглядно-практического материала пособия Нумикон прилагаются под­робные методические рекомендации [1] по его использованию, но мы надеемся, что наш опыт будет полезен специалистам, начинающим работать с данным пособием.

Следует сразу отметить, что Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной программы.

В Великобритании, где создана эта методика, Нумикон используют при занятиях с каждым ребенком, который испытывает трудности при обучении математике. Такие уроки проводятся индивидуально в течение 12 недель по 30 минут 5 раз в неделю. Иногда школы сокращают количество занятий до трех в неделю или организуют мини-группы, которые включают не более трех де­тей. В начале и в конце программы производится оценка динамики развития навыков. 

Что такое Нумикон?

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усва­ивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер­ны[1], то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стан­дартизованные образцы или шаблоны.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их нумикон своими руками как сделать с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процес­се как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка - и слух, и зре­ние, и осязание, а также подключать движение и речь.

Почему формы Нумикона выглядят именно так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги рас­положены систематично, вы сразу видите, что их восемь.

Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.

Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и до­мино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.

С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основ­ные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, про­стейшие счетные операции - сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д., и может успешно использоваться при обучении школьников. 

Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счет­ный материал и вставлять в отверстия форм-шаблонов, белые доски с круглы­ми выступами и схемы для наложения, с помощью которых можно выклады­вать из деталей Нумикона картинки, например кораблик, машинку. К набору прилагается «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, а также числовая прямая и некоторые другие материалы.

 

Поэтапная работа с Нумиконом

Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много мани­пулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, на­пример, «жарят их на сковородке» или делают из них «бутерброды»; собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; красят их крас­ками и делают оттиски на бумаге или отпечатывают на пластилине, тесте. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь.

 

 

Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока яв­ляются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.

Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные пло­скостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме[2], накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством -узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.

На следующем этапе добавляют­ся игры на сравнение форм Нумикона по размеру. На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от мень­шей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, на доске или на холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каж­дой цифрой нарисована соответствую­щая ей форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета отверстий.

На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.

Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, на занятиях нашей группы, чтобы решить пример 2 + 1, дети брали синюю форму

(«двойку»), прикладывали к ней сверху оранжевую форму («единицу») и полу­чали некоторую фигуру, по форме на­поминающую «тройку». Чтобы прове­рить результат, брали желтую «форму» («тройку») и накладывали сверху. И точ­но были уверены, что получилось три. 

Также Нумикон позволяет осу­ществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он кладет на парту зеле­ную «восьмерку» и плотно подкладывает к ней красную «пятерку». Дальше берет синюю «десятку» и накладывает сверху на обе фигуры. Получается, что из-под десятки выглядывает «хвостик» от «пятерки», который по форме напоминает «тройку». Таким образом, ребенок имеет возможность наглядно уви­деть, что получается «десять» и «три», то есть тринадцать!

Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Нумикона (закапывают формы в пе­сок, ищут на ощупь в «Волшебном ме­шочке» или в миске с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, под­бирают к формам Нумикона соответ­ствующие цифры), и у них формируют­ся не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и об­разы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами.

Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает при­близиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентиру­ясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным. 

Использование Нумикона на занятиях группы подготовки к школе в Даунсайд Ап

Наш опыт работы с данным пособием начался с использования Нумикона на занятиях группы подготовки к школе. Экспериментальная группа работала два учебных года, Нумикон появился на наших занятиях спустя полгода после их начала.

Нумикон в основном включался в структуру урока по математике, а также использовался в играх на «Круге», переменах и в свободной деятельности де­тей. Например, на перемене мы проводили игру, в которой дети должны были поднять с пола и разложить формы Нумикона к подходящим цифрам, прикле­енным на стульчики.

Для занятий дома всем детям были выданы формы Нумикона от 1 до 10 (по две штуки каждой из форм), белая доска для наложения форм, штырьки и «волшебные мешочки». Для занятия в классе мы использовали эти и другие материалы, входящие в базовый набор Нумикона. 

Как включать Нумикон в традиционную программу формирования математических представлений?

Вероятно, этот вопрос возникнет почти у всех специалистов, приступающих к работе с данным материалом. Тем более что в образовательных учреждениях существует довольно строгое планирование содержания работы.

Следует отметить, что возможности использования Нумикона очень раз­нообразны, что позволило нам поэтапно встраивать его в разные части занятия.

Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр, перемен, игр с во­дой и сыпучими материалами и органично встраиваться в программу по фор­мированию элементарных математических представлений на уроках.

Ниже описаны примеры включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений:

  • при формировании представлений и понятий о размерах мы пока­зывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру;
  • при развитии пространственных пред­ставлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске;
  • при развитии временных представлений мы использовали настенные часы, допол­ненные формами Нумикона;
  • при обучении прямому и обратному сче­ту в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» мы использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы - от 1 до 10, играли в восстановле­ние ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами;
  • при тренировке в пересчете и подведе­нии итога пересчитывали отверстия в фор­мах Нумикона, вставляли в них штырьки и пересчитывали их;
  • при работе с цифрами и при обучении соотнесению цифры и множества мы ис­пользовали соотнесение ряда цифр от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме. При этом сначала дети опи­рались не на пересчет отверстий в форме, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходили к пересчету отверстий;
  • при объяснении состава числа мы скла­дывали одни формы из других и таким об­разом наглядно показывали, как одно число можно составить при помощи других чисел;
  • при знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстри­ровать сложение и вычитание;

Графические задания

Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графи­ческих заданий с использованием Нумикона.

Для детей с синдромом Дауна гра­фические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совер­шенствоваться в этом направлении. Ис­пользуя графические задания на уроках и в качестве домашних заданий, мы раз­вивали мелкую моторику детей и закре­пляли усвоенные навыки, полученные во время практической деятельности с Нумиконом. Используя картинки с сайта, мы составляли гра­фические задания и распечатывали их на цветном принтере. В результате этой работы у каждого ребенка образовался альбом в виде папки с файлами из вы­полненных им заданий, отражающий динамику в освоении математических навыков с использованием Нумикона3.

Приведем примеры графических заданий:

  • соединить одинаковые формы Нумикона,
  • соединить форму Нумикона и ее контур,
  • соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами,
  • сравнить две формы Нумикона,
  • обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец4.

Также мы давали детям графические задания на школьной доске, напри­мер, соединить цветные формы Нумикона и их черно-белые копии и т. д.

Методическое сопровождение родителей

Методическое сопровождение родителей было важной частью нашей работы.

В связи с тем, что в момент начала нашей работы с Нумиконом не было переведенных методических рекомендаций для родителей, мы должны были подробно описывать и обосновывать последовательность работы с Нумико-ном. Например, было трудно объяснить, что не нужно вводить числовое обо­значение форм Нумикона на начальных этапах работы. Мы детально обсужда­ли, почему нельзя пропускать сенсорный этап освоения Нумикона.

С целью методического сопровождения родителей были использованы следующие формы работы:

  • рекомендации в течение года;
  • регулярное консультирование родителей в течение учебного года: по­сле каждого занятия мы обсуждали с родителями, что происходило на уроке, показывали примеры работ, выполненных в классе, отвечали на вопросы и давали домашнее задание;
  • составление программы на каникулы. Каждой семье предлагалась про­грамма работы, содержащая рекомендации к занятиям с использовани­ем Нумикона;
  • анализ обратной связи, полученной от родителей. Нам были очень важ­ны наблюдения, мнения и идеи родителей, их рассказы о том, удаются или нет определенные виды работ, что нравится детям, какие возникают сложности. 

Особенности использования пособия Нумикон в работе с детьми с синдромом Дауна

Начав использовать Нумикон, мы столкнулись с определенными затруднения­ми, анализ которых со временем помог нам лучше организовать нашу работу.

Первое из них - ярко выраженные сенсорные интересы детей по отноше­нию к материалу Нумикона. Дело в том, что разработчики Нумикона предпо­лагают знакомство с ним детей в возрасте около 3 лет и достаточно долгий этап сенсорных игр с этим материалом, а дети в нашей группе подготовки к школе познакомились с Нумиконом только на седьмом году жизни и не имели возмож­ности наиграться с ним. Важно также отметить наличие у детей с синдромом Дауна специфических сенсорных интересов, связанных с низкой тактильной и проприоцептивной чувствительностью. Это привело к тому, что период сенсор­ного насыщения растянулся у детей на довольно длительное время и переход к непосредственно математическим заданиям был невозможен: дети совершали с формами Нумикона неспецифические манипуляции - стучали, крутили, кида­ли, надевали на пальцы. Важно отметить, что через определенное время у детей все же произошло накопление опыта и сенсорное насыщение Нумиконом, по­сле чего неспецифические манипуляции сократились. В середине второго года обучения дети смогли перейти к математическим заданиям с использованием этого материала.

Наш опыт показал, что для эффективного использования Нумикона к групповым занятиям, которые проходили в Даунсайд Ап один раз в неделю, было бы целесообразно добавить индивидуальные.

Начав работать с Нумиконом, мы обнаружили недостаток информации о создании и использовании развивающей среды. Очень важным принципом разработчики Нумикона считают создание вокруг ребенка развивающей среды, насыщенной математикой, но в описании программы они не останавливаются на этом достаточно подробно. Речь идет о плакатах с цифрами, геометрически­ми формами, стенгазетах с рисунками и фотографиями детей, занимающихся с Нумиконом и другими математическими пособиями. Это могут быть также счетные материалы, расположенные в зоне доступности для детей, коробка с песком, где можно искать формы Нумикона, цифры, сделанные из различных материалов (дерева, мягкого пластика, вырезанные из наждачной бумаги) или цифры с магнитами. Можно повесить гирлянду из карточек с цифрами от 1 до 10 с соответствующим количеством предметов на каждой карточке, формы Ну­микона, дополняющие цифры. При этом важно не только наличие предметов, игрушек и картинок, но и то, как именно взрослый помогает ребенку осваивать эту среду.

Мы поняли, что недостаточно повесить на стены плакаты из магазина -желательно создавать их совместно с детьми, а дальше учить детей обращать внимание на окружающие их наглядные материалы, изучать их и использовать. Нам вспоминалось, что один английский ребенок, занимавшийся по данной методике, показывал на гирлянду из фотографий с разным количеством детей и соответствующими цифрами, узнавал на фотографии себя и своих друзей, на­зывал числа и очень этим гордился.

Постепенно в совместной деятельности мы вместе с детьми воплощали наши идеи о внедрении Нумикона и других математических материалов в окружающую их среду. Например, на занятиях по ИЗО дети приклеивали божьим коровкам кружочки на на­рисованные по шаблонам Нумикона окружности, а затем на уроке матема­тики распознавали эти формы и пере­считывали точки.

  

Хотелось бы также подчеркнуть положительные моменты, которые с са­мого начала помогали нам работать с данным материалом: во-первых, и педа­гогам, и детям, и родителям понравился сам материал и различные игры с ним; во-вторых, мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной програм­мы, помогал поддерживать вовлеченность детей в обучающий процесс.

Особый интерес у детей вызывали игры, в которые мы играли во время «Круга». Приведем примеры таких игр, которые больше всего нравились детям нашей группы.

  • Поиск деталей Нумикона в гречке.
  • Магнитная «рыбалка» - игра, в которой нужно удочкой с маг­нитом поймать заданную фор­му Нумикона, на которую также приклеен кусочек магнита.
  • Игры с «волшебным мешоч­ком», в котором надо искать и находить детали, узнавая их на ощупь, находить самую боль­шую форму Нумикона или са­мую маленькую и т. д.
  • Кубик с наклеенными на него формами Нумикона, который мы изготовили из коробки, гоф­рированного картона и белого пластика. С помощью кубика мы играли в узнавание форм Нумикона без учета их цвета, в игры на понимание состава чисел. 

Результаты использования Нумикона

Говоря о результатах, можно с уверенностью сказать, что Нумикон стал на за­нятиях группы подготовки к школе хорошим дополнением к традиционным методам работы по формированию математических представлений.

Родителям работа с Нумиконом показалась интересной и полезной. Когда дети пошли в школу, многие родители попросили учителей включить Нумикон в урок математики.

Когда на начальных этапах работы с Нумиконом мы испытывали опасения и даже некоторое недоверие относительно целесообразности введения данной методики, наш английский методист по использованию Нумикона, Хелен Фар-мери, которая обучала нас работе с этим пособием, предлагала нам не ждать от нее готовых инструкций, а искать и находить самостоятельные ответы на многие вопросы, опираясь на наш практический опыт, на знание особенностей наших детей и, конечно, проявляя творческую фантазию и гибкость. И надо признаться, что, хотя в первое время нам казалось, что это очень трудно, спустя пару месяцев работы с Нумиконом мы увлеклись этой работой и необходимая гибкость появилась, благодаря чему у нас стали возникать собственные идеи о том, как можно с успехом использовать этот материал.

Таким образом, наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон мо­жет стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.

Литература

  1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой, М. Л. Шихиревой. 2010.
  2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 25-28.
  3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Использование Нумикона на занятиях груп­пы подготовки к школе // Синдром Дауна. XXI век. 2011. № 2 (7). С. 48-55.
  4. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (44). С. 5-9.
  5. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Синдром Дауна. XXI век. 2010. № 1 (4). С. 46-50.
  6. Every child counts. URL: https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/
  7. www.numicon.com

[1] Pattern (англ.) - образец, шаблон.

[2]Примеры схем для конструирования из форм Нумикона см. в приложении 11.

Купить нумикон


Источник: https://downsideup.org/ru/catalog/article/numikon-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-detey-s-sindromom-dauna-matematike



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Набор нумикон Как сделать Нумикон своими руками? Как сделать в ворде грамоту


Нумикон своими руками как сделать Нумикон своими руками как сделать Нумикон своими руками как сделать Нумикон своими руками как сделать Нумикон своими руками как сделать Нумикон своими руками как сделать

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ